|
История флота Севастополя. Тайна гибели кораблейБлиже к Северной стороне посмотрите направо. Здесь находится стоянка крупнейших кораблей флота. Готовясь к выходу в море, они швартуются к огромным стальным поплавкам, или бочкам: это быстрее, чем бросать и поднимать собственный якорь. С бочками связана, пожалуй, самая жгучая «военная тайна» Севастополя: тайна загадочной гибели двух флагманских линкоров ЧФ. В октябре 191 б г. в порт вернулся дредноут «Императрица Мария». Огромный корабль вступил в строй уже после начала Первой мировой войны и выполнял большую боевую работу. Обычно на судне держал свой флаг командующий флотом адмирал Александр Колчак, но в те дни его не было на борту. Несмотря на то, что линкор воевал уже больше года, в порту на него исправно являлись рабочие, продолжавшие устранять заводские недоделки. Команда занималась погрузкой топлива и провизии, а с отбоем без сил валилась на койки. Очередной день не обещал ничего, кроме тяжелого труда. Через 20 минут после утренней побудки из носовой башни 12-дюймовых орудий повалил густой дым. Моряки с ужасом услышали шипение горящего пороха, а пару минут спустя над портом прогремел страшный взрыв. Вся носовая часть линкора была разворочена. К борту горящего флагмана подходили катера с аварийными партиями, ревели гудки, а в недрах гигантского корпуса «Марии» продолжали греметь новые взрывы - их насчитали около 20! Прибывший на место трагедии А. Колчак приказал буксирам оттащить линкор на мелководье, но матросам никак не удавалось отцепить его от проклятой бочки. Спустя час после первого взрыва линкор перевернулся и затонул. Еще двое суток водолазы слышали, как в отсеках погибшей «Марии» стучат заживо! погребенные люди... Следствие не смогло установить точную причину катастрофы. Колчак грешил на бракованный порох, официальная комиссия упирала на усталость команды, однако никто не удосужился проверить тех рабочих, которые накануне провели на линкоре целый день - а их было 1 50 человек! Между тем никаких документов при подъеме на судно у работяг не спрашивали и в00бще мало следили за тем, где они находятся и что делают. В пороховой погреб злополучной носовой башни вели многочисленные люки, часть из которых оставалась без присмотра... Еще до революции корпус линкора подняли со дна бухты и поставили в док. При Советской власти корабль хотели восстановить, но потом разобрали на металл. Пушками «Марии» в00ружили береговые батареи, в том числе и знаменитую «Тридцатку» -о ней чуть позже. В начале 30-х гг. в руки НКВД попал один из работников того самого завода в Николаеве, на котором была построена «Мария». 50-летний начальник цеха начинал свою карьеру при царе и участвовал в создании черноморских дредноутов. На допросе он признался в давнем сотрудничестве с немецкой разведкой и... в потоплении линкора! Впрочем, в лапах сталинских «органов» люди признавались и не в таких грехах. Судьба погибшего линкора продолжает беспокоить умы и в наши дни. Один из историков флота обратил внимание на странную связь первого черноморского дредноута со своим предком - парусным линкором «Императрица Мария» времен Крымской войны. Оба судна принадлежали к высшему классу военных кораблей своего времени, оба вступили в строй в дни войны, оба действовали против Турции, оба отличились в сражениях. И, наконец, оба корабля после недолгой службы оказались на дне Севастопольской бухты! Со дня гибели царского дредноута прошло ровно 39 лет. В октябре 1955 г. на том же самом месте в Севастопольской бухте ошвартовался новый флагман флота - линкор «Новороссийск». Этот корабль был ровесником «Марии» и происходил из Италии, под флагом которой носил имя «Джулио Чезаре» (то есть «Юлий Цезарь»). После Второй мировой войны союзники поделили итальянский флот, и устаревший «Цезарь» достался СССР. Появившись в Севастополе в 1948 г., корабль получил имя «Новороссийск» и тут же отправился в док. Судоремонтный завод стал для него практически вторым домом, однако и в море «Новороссийск» выходил регулярно. Это был самый мощный | корабль советского флота. Возвратившись из очередного короткого похода в октябре 1955 г., он встал у бочки напротив Морского госпиталя. Эту стоянку севастопольцы уже давно окрестили «линкорной» -здесь отдыхали и «Мария», и ее близнец «Екатерина Великая», и флагман ЧФ 30-х годов дредноут «Парижская Коммуна». Ночью в носовой части спящего «Новороссийска» прогремел взрыв. Сила его была такова, что весь корпус корабля был пробит снизу доверху, а палуба оказалась покрыта тоннами ила, выброшенного со дна бухты. При взрыве погибло около 200 моряков, а пробоина в днище по площади не уступала просторной квартире в современном элитном доме. Как и Колчак, командующий флотом адмирал Пархоменко приказал отбуксировать «Новороссийск» к берегу, но якорную цепь линкора и в этот раз не смогли отцепить от бочки! Через несколько минут «Новороссийск» перевернулся. Несколько часов корпус держался на плаву, но потом затонул. Общее число погибших в катастрофе превысило 600 человек. Как и в 1916 г., причина катастрофы осталась загадкой. Официальная версия утверждает, что при швартовке линкор зацепил старую немецкую мину, лежавшую на дне со времен Великой Отечественной войны. Она «подумала» и сработала, вызвав на борту взрыв бензина, которым заправляли катера. Сторонники «теории заговора» считают организаторами взрыва итальянских подводных пловцов. Технически это вполне возможно: диверсионная служба в их флоте при Муссолини была поставлена великолепно. Только вот как итальянцы могли доставить в Севастополь тонну тротила? Ведь именно такое количество взрывчатки громыхнуло под днищем «Новороссийска». У конспирологов и здесь готов ответ: главная мина была заложена на линкоре еще до передачи советскому флоту, а в действие ее привел взрыв маленького заряда, укрепленного боевым ныряльщиком. Утверждают, что трюмные специалисты «Новороссийска» еще в 1949 г. нашли в носовой части корабля какой-то замурованный отсек. А уцелевшие в катастрофе моряки якобы клялись, что взрыв был двойным. С гибелью «Новороссийска» в истории нашего флота завершилась эпоха линкоров. Последний дредноут царской постройки - «Октябрьская Революция» - был пущен на металл уже в 1956 г. Севастополь
|
|
|
|
О нашем турклубе: Архив новостей, Творчество, Книги, Документы, Юмор, Карты, Маршруты, Окружающий мир, Советы
Отдых, Дом, Дети, Комп, Авто, СМИ, Успех, Бизнес, Семья, Спорт, Реклама, Разное, Красота, Риелт, Подарки, Отели, Карта сайта
Если не в поход, то куда? Подмосковье, Спортивный туризм, Краснодарский край, Европа, Африка, Украина, Туризм, Острова, Детский отдых, ОАЭ, Отдых и здоровье, Восток, Америка, Города России, Туры и путевки, Крым, Архыз, Камчатка, Кольский полуостров, Турция
© 2007-2012, Детский Турклуб Вертикаль. Копирование материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АНО «Культурно-Спортивный Клуб «Вертикаль».
|
|