|
Выставка «Государев двор в Александровской слободе»17 ноября 2013 Возвратившись наверх, идем на самую обширную выставку «Государев двор в Александровской слободе». Она размещена в огромном зале больших трапезных палат XVII в. с низкими сводчатыми потолками. На монтаж вентиляции цена здесь была немаленькая, зато туристам теперь и в самую жару комфортно. Здесь среди множества стендов представлена еще «личная страничка» Ивана Грозного. Этот «личный» стенд можно отыскать по бюсту царя, который был создан на основе антропологической реконструкции его останков. Говорят, такая реконструкция способна почти достоверно восстановить облик давно умершего человека. Вот только - какие у него были глаза, зеркало души? Никогда не узнаем. Впрочем, человека характеризуют дела его, а уж о делах этого человека мы хорошо наслышаны. Так что есть смысл постоять у бюста Ивана минут пять, пытаясь «реконструировать» взгляд Грозного. Умер Иван Васильевич в возрасте 54 лет, и реконструированный его облик этому возрасту отвечает, даже по нашим современным меркам. Видно, что это сильный, очень крепкий мужчина не робкого десятка, умудренный жизнью, с суровым и жестоким характером, мудрый и - коварный... Несомненно одно: перед нами - сильная личность, что бы ни говорили о нем сейчас современные историки и психологи. Рядом с бюстом - реконструкции кольчуги и власяницы (для истязании плоти): ведь царь-опричник Называл себя «игуменом». В центре зала сразу бросаются в глаза трон Ивана Грозного (прав да, копия) и огромные средневековые часы (оригинал). Часы эти показывали «дневное» и «ночное» время, имея дополнительный циферблат. Рассматривать эти циферблаты современному человеку чрезвычайно интересно. Мало кто знает, что привычные нам арабские цифры пришли на Русь не так уж и давно -всего-то каких-нибудь 300 лет назад, позаботился о принятии этого европейского стандарта, конечно же, царь-реформатор Петр I. До него числа изображали буквенными знаками кириллицы со специальными значками.
Попробуйте-ка определить по таким старинным часам время! Мне эти значки показались какой-то тарабарщиной. Чтобы разобраться в древнерусской грамоте, нужно учиться в университете - скажете вы. Не спорю, но первые шаги можно сделать здесь, у стенда (его можно узнать по множеству икон), на котором представлена Псалтирь слободская Это не просто одна из первых печатных книг на Руси, вышедшая в свет через 13 лет после Апостола Ивана Федорова и Петра Мстиславца, в 1577 г. Это первая русская книга, напечатанная не в Москве, а здесь - в типографии Александровской слободы. Отливал шрифт, набирал, верстал и печатал книгу Андроник Невежа (кто назвал его так не учитель ли?), ученик первопечатника Ивана Федорова. Как и Апостол, Псалтирь слободская применялась не только в богослужениях, но и для обучения грамоте. Еще не придуман был букварь, а первые «учебники» уже, считайте, печатались и в Москве, и в провинции. Книга открыта на самой первой странице, первом псалме Давида. Попробуйте прочитать хоть несколько строчек. В принципе разобрать можно, если знать, что там написано: «Блажен муж, иже не идете на совет нечестивых...» На полях и внизу, кстати, - цифра на кириллице. От буквы она отличается особым значком под названием «титло», который ставился сверху.
Прочитали? Или никак не дается средневековая грамота? Тогда вспомните о розгах, очень хорошо знакомых средневековым ученикам. Из главного зала мимо трона проходим в домашнюю молельню Ивана Грозного. Она тут, неподалеку, слева от трона - проход в нее. Очень удобно: принял государь послов Ермака Тимофеевича, сообщивших о присоединении Сибири, - пошел помолиться о здравии казаков, а разгневался на боярина, явившегося к трону молить о прощении, - пошел помолиться за упокой его души. Между прочим, проход в домашнюю молельню обрамлен белокаменным резным порталом начала XVI в. с крупными розетками-«цветами». Стиль и технология изготовления этого портала дают основания предполагать, что он выполнен итальянскими мастерами. Поэтому вполне вероятно, что итальянские зодчие участвовали и в строительстве самого кремля еще при Василии III. В храме высоко под куполом можно увидеть фрагменты фресок. В чем их ценность? Во-первых, они не поновленные (вообще не реставрировались), во-вторых, написаны на очень редком (в наше время) типе купола с шатровым завершением. В более позднее время такие шатровые церкви запретил патриарх Никон, из-за чего многие древние образцы данной архитектурной школы до нас просто не дошли. А сюжетно-расписной шатровый свод в Александрове вообще является единственным не только в России, но и во всей Европе. Эти росписи были открыты лишь в начале XX в., 200 лет их вообще никто не видел: «шатер» в XVIII в. был перекрыт деревянным сводом. Сюжеты представлены в нескольких ярусах и объединены общей идеей - богоизбранностью царской власти. В первом ярусе изображен бог Саваоф и Сотворение мира. Далее -ветхозаветные и новозаветные святые, а также канонизированные русские князья, предки Ивана Грозного. В этом месте в многочасовых уединенных молитвах проводил время сам Иван Грозный! Искусствоведы считают, что модное в то время шатровое завершение является символом централизованной власти. Такая вот властная вертикаль. Далее идем на экспозицию, размещенную в малых трапезных палатах (все в том же здании великокняжеских хором). Их богатейший интерьер - ковры, бархат - предстает в мерцании свечей. Звучат в записи духовные произведения (стихиры) в исполнении мужского хора а капелла. Сотрудники музея постарались: вас погружают в совершенно необыкновенную атмосферу. Трудне передать ощущения от прослушивания стихиров, но сразу чувствуется что-то пришедшее из глубины веков. Действительно, из самой глубины их сочинил сам Иван Грозный! Так, во всяком случае, утверждают экскурсоводы. Столы, к сожалению проголодавшихся, пусты. Ноту драгоценную посуду, из которой Иван Грозный него гости ели и пили изысканные яства, можно увидеть на стендах у входа в палаты. Помните оперенного лебедя на подносе в комедии Гайдая? Было и такое. Ели его, конечно, в разделанном виде, но после того, успевали налюбоваться искусством поваров. Драгоценные же блюда, чаши, кубки, столовые приборы были не просто посудой, а символом царского богатства и государственного могущества. Не зря Иван Васильевич прихватил их с собой, когда бежал из Москвы. Из трапезной рукой подать до Сенника постельного. Так называлась особая опочивальня, где молодая чета из царского рода проводила) первую брачную ночь. У любой династии это очень серьезное дело. Подготовка к брачной ночи сопровождалась сложным церемониалом, была наполнена языческими и христианскими обрядами. Поведение всех присутствовавших на свадьбе было четко прописано. Вокруг опочивальни всю ночь ходил воин с саблей наголо. Все это делалось для того, чтобы отогнать от молодых нечистую силу, оградить от порчи. В общем, обеспечить рождение наследника трона. Само помещение не отапливалось. Видимо, согревать молоды» должно было их пламенное чувство. Впрочем, помогали согреться еще и «постельные принадлежности», в том числе одеяла, сшитые из собольих шкурок. Сенник постельный располагался на мужской половине. После первой брачной ночи новая царица отбывала на женскую половину: самовольный вход обратно на мужнину территорию был ей заказан. Эти домостроевские устои бережно сохранялись вплоть до Петра I. Увы, за приверженность к таким вот старомосковским семейным традициям свою первую жену царицу Евдокию Лопухину Петр возненавидел и сослал в монастырь. И, наконец, последняя экспозиция дворцового комплекса - «Иван Грозный в произведениях живописи». Здесь царь-самодержец представлен таким, каким его «видели» художники XIX в. и более позднего времени.
Самые известные произведения - «Царь Иван Васильевич Грозный» Васнецова и «Иван Грозный и сын его Иван 1 б ноября 1581 года» Репина -представлены в копиях. С их «подачи» мы знаем Ивана Грозного суровым подозрительным правителем и обезумевшим от горя стариком, убившим в припадке гнева своего сына. Но есть и другие прочтения образа этой, без сомнения, сложной, но выдающейся личности. Неизвестный художник XVIII в. представил на своем «Портрете Ивана Грозного» величественного государственного деятеля. А наш современник Сергей Кириллов в двух эскизах показал всю противоречивость сложного характера царя, который мог так каяться, что терял все свое царское величие, умывая слезами свои грехи.
|
|
|
|
О нашем турклубе: Архив новостей, Творчество, Книги, Документы, Юмор, Карты, Маршруты, Окружающий мир, Советы
Отдых, Дом, Дети, Комп, Авто, СМИ, Успех, Бизнес, Семья, Спорт, Реклама, Разное, Красота, Риелт, Подарки, Отели, Карта сайта
Если не в поход, то куда? Подмосковье, Спортивный туризм, Краснодарский край, Европа, Африка, Украина, Туризм, Острова, Детский отдых, ОАЭ, Отдых и здоровье, Восток, Америка, Города России, Туры и путевки, Крым, Архыз, Камчатка, Кольский полуостров, Турция
© 2007-2012, Детский Турклуб Вертикаль. Копирование материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АНО «Культурно-Спортивный Клуб «Вертикаль».
|
|