|
Екатеринбург. Вознесенская горка – перекресток трех эпохК родному Екатеринбургу у меня отношение неоднозначное. C одной стороны, мне совершенно не импонирует его пафосность, и при этом какая-то «гоповатость», и неприкрытый цинизм (который проявляется хотя бы в стремлении пропиариться за счет истории с расстрелом царской семьи). В то же время Екатеринбургу не чужды рефлексия, и определенные претензии на культурность (как минимум здесь родина нескольких десятков известных на всю Россию рокеров и драматургов). Этот город очень парадоксален, и, как мне кажется, в Екатеринбурге у этой парадоксальности даже есть свой символ. Это – Вознесенская горка, место, где причудливым образом соседствуют памятники трех разных исторических эпох, которые не только не дополняют друг друга, но и даже противоречат один другому. Самые знаковые из этих памятников – дом купцов Расторгуевых-Харитоновых, «Памятник уральским комсомольцам» и современный Храм-на-Крови. А в чем именно странность их соседства, я попытаюсь объяснить. Итак, начнем с самой старинной достопримечательности – с купеческой усадьбы. Дом Расторгуевых-Харитоновых начал строится аж в XVIII веке, и по сей день он являет собой чудный образец классицистической архитектуры. Это изящное белоснежное строение с колоннами и прочими архитектурными изысками, рядом с которым расположены старинная Вознесенская церковь и приусадебный парк (в парке сохранились старый пруд с живописным мостиком и ротондой). Как и полагается подобному романтическому месту, оно овеяно легендами, иногда мрачными, иногда мистическими, но всегда с элементами трогательной фантасмагории – как сказки на ночь для детей. В общем, идеальная гармония формы и содержания. С точки зрения многих екатеринбуржцев, усадьба сохранила дух дореволюционного Екатеринбурга, чему не помешало не длительное ее пребывание в аварийном состоянии, ни размещение в течение нескольких десятилетий в этом здании Дворца пионеров. Скульптурная группа советского времени под названием «Памятник уральскому комсомолу», видимо, появилась на Вознесенской горке как идеологический и эстетический противовес усадьбе, церкви и буржуазному прошлому вообще. Комсомол и комсомолка массивны, монументальны и явно претендуют на то, чтобы стать композиционным центром и «перетянуть внимание» на себя (отметим, что и установлена скульптурная группа так, чтобы с крупной улицы Свердлова именно она была заметна в первую очередь). В то же время они совершенно вторичны и ничем не отличаются от всех этих рабочих и колхозниц, пастухов и свинарок и т.д., «укращающих» в то время города нашей необъятной родины. Видимо, поэтому дальше претензий дело не пошло – даже во времена расцвета социализма горожане воспринимали памятник не как произведение искусства, а как рядовой объект городской среды, вроде скамейки или фонаря. Последнее символическое сооружение – Храм-на-Крови, построенный на месте расстрела семьи последнего русского царя (через дорогу от памятника комсомольцам). По стилю он существенно отличается от Вознесенской церкви (построенной примерно в то же время, что и купеческий дом). Вознесенская церковь – сооружение довольно скромное (хотя и не лишенное благородства), с бело-голубыми стенами; в ней есть что-то умиротворяющее, и видом своим она радует глаз даже не религиозного человека. Храм-на-Крови выглядит богато, даже кричаще, а изобилие «агрессивных» цветов – красного и черного – в отделке нижней части сооружения никак не навевает мыслей о победе духа над бренной плотью, скорее наоборот. Странно воспринимается и расположенная перед входом в богоугодное учреждение скульптурная группа, изображающая семью Николая Второго – лично у меня эти люди с напряженными, мужественными лицами вызывают больше ассоциаций с молодогвардейцами (или с теми же комсомольцами через дорогу), нежели с кроткими христианскими мучениками. Хотя, возможно, многие со мной не согласятся. Сомнителен был и контекст постройки этого храма. Ходили слухи о невероятных суммах денег, выделенных на возведение храма в ущерб модернизации расположенной под Екатеринбургом Белоярской АЭС; не очень симпатизировал народ и крупным бизнесменам, выступившим в качестве спонсоров – ходили слухи, что «бывшие бандюганы замаливают грехи». Увенчалось все несколькими несчастными случаями с задействованными в стройке рабочими, после чего общественное мнение окончательно пришло к выводу, что Храм-на-Крови оправдал свое название на 100 процентов. Таким вот образом столь разные и даже конфликтующие друг с другом символы трех стремительно сменивших друг друга эпох пытаются мирно ужиться на одной Вознесенской горке. Странно? Впрочем, ничего странного, учитывая ту парадоксальность и противоречивость, которая свойственна Екатеринбургу. Да и России в целом.
|
|
|
|
О нашем турклубе: Архив новостей, Творчество, Книги, Документы, Юмор, Карты, Маршруты, Окружающий мир, Советы
Отдых, Дом, Дети, Комп, Авто, СМИ, Успех, Бизнес, Семья, Спорт, Реклама, Разное, Красота, Риелт, Подарки, Отели, Карта сайта
Если не в поход, то куда? Подмосковье, Спортивный туризм, Краснодарский край, Европа, Африка, Украина, Туризм, Острова, Детский отдых, ОАЭ, Отдых и здоровье, Восток, Америка, Города России, Туры и путевки, Крым, Архыз, Камчатка, Кольский полуостров, Турция
© 2007-2012, Детский Турклуб Вертикаль. Копирование материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АНО «Культурно-Спортивный Клуб «Вертикаль».
|
|