турклуб вертикаль главная

Контакты турклуба

Планы турклуба

Списки снаряжения

Фото и видео архивы

Поиск по сайту

 

Отчеты о походах / Карелия. Река Поньгома. Июнь 2008. Отчёт о походе II категории сложности

Карелия. Река Поньгома. Июнь 2008. Отчёт о походе II категории сложности. Лоция реки Поньгома

Средний летний расход воды в истоке из Поньгомозера составляет всего 2,5 куб. м/сек.  На участке между оз. Кокорино и Вокшозером он увеличивается до 8,5 куб. м/сек и плавно нарастает до 11 куб. м к устью р. Егут. Ниже — до моря он составляет от 15 до 16 куб. м/сек. Распределение стока по месяцам: июнь — 137%, июль — 88%, август — 75% от среднего летнего. Средний уклон межозерных участков 1,4 м/км, что выше, чем у Калги, Ундуксы, Воньги, Куземы и Летней.

По характеру препятствий и тактике плавания маршрут может быть условно разбит на пять участков. Первый пролегает по большому (90 км в длину и до 30 в ширину) и бурному порой Топозеру. В июне-июле здесь имеет смысл сдвинуть переходы на вечернее и даже ночное время, когда унимается ветер. На втором участке (оз. Левицкое — Вокшозеро) относительно небольшие озера чередуются с болотными протоками. Крутопадающие перекаты имеют узкий, извилистый, но вполне чистый судовой ход. Они, как правило, не длиннее 50-100 м. Третий участок (Вокшозеро-Рогозеро) технически сложнее предыдущих. Шиверы по 200-600 м чередуются с локальными порогами. Берега высокие, сухие. Четвертый участок (от Рогозера до моста лесовозной трассы) самый неприятный и неинтересный. Характерен множеством перекатов по 150-200 м, заканчивающихся мелководными горками. Берега либо заболочены, либо густо заросли смешанным лесом. Промежуточная стоянка возможна лишь после П37. Наиболее сложен заключительный участок реки. Большинство препятствий требует осмотра. Выходы гранита образуют на порогах сливы до 1-1,5 м.

По озеру Поньгома - около 1.5 часов (7 км) до плотины № 1. Идти на С, затем повернуть на В вдоль правого по ходу берега. В районе поворота, на первом острове - хорошая стоянка. После островов придерживаться правого берега. Курс -- ЮВ.

Плотина № 1. Остатки.Простой невысокий слив. Сходу. Через 100 м после плотины -

Порог № 1 (Iа, длина  50-70 м). Обход камня в середине. Сходу. Слева на скалах ЛБ – место для стоянки. Через 20 мин плеса -

Порог № 2 (Iа, 50 м). Мелкий. Сходу. Через 100 м -

Порог № 3 (Iа, 50 м). Слив между камней, мелкий заход с камнем посередине. Сходу. Через порог перекинут авт. мост. Через 100 м -

Порог № 4 (Iб, 100 -150 м). Небыстрый, неширокий. В середине - ряж. Начало - левее центра, перед поворотом реки влево уходить под правый берег, далее - по основной струе. Сходу. Через 10 мин плеса -

Порог № 5 (Iб, 100 м). Шиверистого типа, мелковатый. Сходу. Через 18 мин плеса -

Порог № 6 (Iб, 200 м). Мелководная, небыстрая шивера - змея. Сходу. Сразу -

Порог № 7 (Iб, 100 м). Помощнее и поглубже предыдущих. Зигзаги из стороны в сторону. Струи чистые. Сходу. Через 10 мин - оз. Номозеро. На всем описанном отрезке реки есть стоянки. По оз. Номозеро до плотины № 2 – 1 час 10 мин (4.5 км) в ЮВВ направлении. В первой половине озера - три мыса по правому берегу. На всех трех (особенно на первом) - отличные оборудованные стоянки.

Плотина № 2. Остатки.Простой глубокий слив. Сходу. Через 50 м -

Порог № 8 (Iа, 50 м). Мелкая шиверка с грядками. Сходу. Через 200 м -

Порог № 9 (Iб, 250 м). Шиверистого типа. Большую часть (прямую) идти вплотную к левому берегу (узкая струя), затем вираж вправо и выход влево. Сходу.

Через 20 мин - оз. Кокорино. По озеру 20 мин (2 км). Курс - на стоянку (левый берег). Справа на мысу - старообрядческое кладбище. 1 км южнее – жилые дома дер. Кокорино. Исток р. Поньгома - сразу за стоянкой (поворот налево). В течение 15 мин (до 10-го порога): два переката, озеровидное расширение (на левом берегу стоянка), река уходит вправо.

Порог № 10 (Iб, 100 м). Мощнее предыдущих. Вход и средняя часть просты, выход - вираж в струе с обходом трех камней (слева, справа и опять слева). Струя упирается в большой камень. Сходу. Через 15 мин спокойной воды -

Порог № 11 (Iа, 50 м). Ближе к перекату. Несложный, сходу. Через 15 мин (перекаты, острова) -

р. Кадиречка (крупный правый приток). Через 15 мин -

Порог № 12 (Iа, 50 м). Несложный, небыстрый. Сходу. Через 10 мин (4 переката) -

ППорог № 13 (Iб, 70 м). Два поворота, камень на выходе. Читается с воды. Сходу. Через 5 мин (2 переката, шиверка) -

Порог № 14 (Iб, 50 м). Проход слева направо. Путь движения читается с воды. Лучше осмотреть. Через 5 мин -br> Порог № 15 (Iб, 50 м). Заход слева, поворот вправо. Глубоко. Сходу. Через 5 мин -

ППорог № 16 (Iа, 70 м). Вдоль левого берега вплотную по дуге. Остров у порога. Через 5 мин сплава - оз. Вокшозеро. На правом берегу у выхода в озеро - хорошая стоянка на скальном мысу.

По озеру - 50 мин на СВВ до д. Вокшозеро (2 полуразрушенных дома), далее около 15 мин в том же направлении вдоль левого берега залива до протоки в оз. Волина Ламбина. По протоке - 5 мин (широкий медленный мелкий перекат). По оз. Волина Ламбина - 25 мин на СВ и В до порога № 17 (на озере есть стоянки).

Вне всяких сомнений, красивейшее оз. Вокшозеро не следует проходить напрямик. Отличные оборудованные стоянки с банями и пляжами - в СЗ части озера, как на материке, так и на островах. Прекрасная стоянка в западной части самого крупного острова озера (крюк по озеру 3.5--4 км). Несколько дальше - редко посещаемые стоянки на каменных мысах оз. Сухое (крюк - до 15 км).

Порог № 17 (IIа, 300 м). Длинная, глубокая ивера. Сначала по прямой, далее повороты влево и вправо. На выходе - грядка (обход слева). Можно сходу. Через 3 мин -

Порог № 18 (IIб, 400 м). Первая часть: поворот влево-вправо, далее по прямой. Длина 200--250 м, четыре гряды (стояки 0.5--0.7 м). Небольшая пауза у острова, расположенного у левого берега. Вторая часть (длина 150--200 м): после паузы -- резкий поворот вправо. На повороте -- уход из основной струи к правому берегу. После поворота реки влево -- возвращение в центр. Через 100--150 м --

Порог № 19 ("У гранитной скалы") (IIа, 50 м). Поворот влево, мелкий заход. Слив 0,8 м правее центра. Через порог когда-то был переброшен мост. На ЛБ за порогом остатки деревянной бани. Через 100 м (омут) --

Порог № 20 (Iб, 100 м). Первый слив у левого берега; остров-камень, расположенный ниже, тоже лучше обходить слева (глубже). Сходу. Через 5 мин --

Порог № 21 (Iб, 200 м). Шиверистого типа, выход -- левее (мелковато). Сходу. Через 100 м --

Автомобильный мост трассы Санкт-Петербург -- Мурманск. Через 6 мин --

Порог № 22 (Iб, 100--150 м). Шивера с поворотом налево. Выход мелковат, в струе -- камни. Сходу. За порогом -- ЛЭП. Через 5 мин плеса --

Порог № 23 (п. Падун, п. Падун Верхний) (IIIа, 50 м). Двойной слив примерно по 1 м каждый. Первый -- вал через плиту, ниже -- еще два слива (небольших – 0,4–0,5 м). Все -- практически по прямой. Осмотр  обязателен. Проходится чисто, без цепляния камней, полными экипажами, на разгруженных катах  (при нашем уровне воды). На левом скальном берегу перед порогом -- хорошая стоянка. За порогом на ЛБ еще одно хорошее место. Через 10 мин плеса --

Порог № 24 (п. Стол) (IIIб, 20--25 м). На входе слив через всю реку – 0,8 м (под ПБ пологий язык). Далее от середины русла до ПБ еще один слив-ступенька – 0,6 м. По центру обливники  и небольшие скальные плиты. Под ЛБ после ступеньки на входе относительно чистый проход с валами и бочками 0,6 м. Можно осмотреть по ЛБ. Сразу за порогом -- отличное место стоянки (Л). Через 5 мин плеса --

Порог № 25 (IIIа, 500 м). Первая часть -- глубокая шивера 200--250 м с отдельными малозаметными подводными камнями. Линия движения сложная. Возможен осмотр по правому берегу. Вторая часть отделена от первой мелковатой паузой, в которой можно причалить и осмотреть продолжение (по правому берегу). Длина 150 м, глубоко. Линия движения проще, малозаметных камней в фарватере нет. Хорош косой слив у плиты на левом повороте в начале 2-ой части. После прижима к плите левого берега в конце -- уходить резко вправо для причаливания и осмотра 3-ей части порога. Третья часть (длина 150 м) мелковата, в струе камни. В основном -- вдоль правого берега. Весь порог можно идти сходу, но все же лучше осмотреть 2-ую часть. Через 150 м --

Порог № 26 (Iб, 150 м). Глубокая шивера, хорошо просматриваемая с воды. Сходу. Через 150 м --

Порог № 27 (Iа, 100 м). Мелковатая небыстрая шивера. Сходу. Через 30--40 мин спокойного сплава начинается дельта (острова, протоки). Еще через 5 мин -- выход в оз. Бол. Рогозеро.

Для выхода в оз. Мал. Рогозеро -- держаться правого берега, островок в начале короткой протоки обходить справа. На оз. Бол. Рогозеро -- отличное место стоянки на песчаной косе напротив устья р. Поньгома (крюк -- до 2 км). Исток р. Поньгома (28-ой порог) -- в южной части оз. Мал. Рогозеро.

Порог № 29 (Iб, 150 м). правая протока у острова и продолжение на повороте налево. Сходу. Сразу

Порог № 30 (Iб, 100 м). Мощный слив, струя чистая. Сходу. Сразу --

Порог № 31(Iа, 100 м). Порожек-слив у правого берега и выходная грядка (обход слева). Сходу. За порожком -- отличная стоянка на высоком правом берегу. Сразу –

Порог № 32 (Iб, 100 м). Сходу. Через 5 мин -- мелковатый перекат и через 100--150 м после него --

Порог № 33 (Iа, 100 м). Левая протока у острова. Сходу. Через 10--15 мин --

Порог № 34 (Iб, 250 м). Длинная мелковатая шивера. Много камней в струе. Сходу. Через 10 мин плеса --

Порог № 35 (п. Роман-порог) (IIIб, 400 м). Перед порогом -- стоянка (на ЛБ), осмотр по этому же берегу. Первая часть Роман-порога (100--150 м) -- практически по прямой, с виражом возле ледолома (справа). Далее – створ моста. Средняя часть его отсутствует. Створ узкий – 6-7 м. Далее (200 м) -- 4-5 мелковатых  (0,6-0,7 м) сливов через гряды камней под ЛБ. Справа мелко. По центру – небольшой островок. За тем поворот влево и два мощных косых вала (под ЛБ и по центру. Необходимо хорошо осмотреть и запомнить линию движения перед прохождением. Далее (100 м) -- мелкая шивера и не менее мелкий выход-слив. Интересный в техническом отношении порог, особенно для малых судов. Через 5--7 мин --

Порог № 36 (IIа, 100 м). Мощный слив на левом повороте. Сходу. Сразу -- 2 переката. Через 20 мин сплава после Роман-порога --

Порог № 37 (п. Корней-порог) (Длина 90 м). В отчете № 2800 ЦМТБ Корней-порог квалифицирован как IIIа, что, наверное, справедливо для высокой воды. Три ступени в гранитных сливах левее острова. Справа – мелкая протока, проходимая лишь для малых судов. Общий перепад за 90 м порога ок. 4,5 м. На входе слив 1,2 м, затем 2 вала 0,7 м. Затем гладкий участок и пологий слив, упирающийся в «V»-образное пересечение двух мощных косых валов (0,8 м). На выходе прямые валы 0,5 – 0,6 м.

Сразу за порогом -- мелковатая выходная шивера (100--150 м). Через 10 мин --

Порог № 38 (IIб, 350 м). Напоминает порог № 25. Это мощная и короткая шивера. Мелкие горки сочетаются с невысокими сливами, резкими поворотами. Первая часть -- шивера длиной около 100 м. Сходу. Дальше возможно осмотреть по левому берегу. Слив в середине порога и довольно мощная шивера (250 м). Валы и бочки 0,7 – 0,9 м. Сразу --

Порог № 39 (Iа, 100 м). Плита в центре. Похож на предыдущий. Сходу. Через 10--15 мин -- р. Егут (крупный правый приток).

Река увеличивается вдвое. У устья на ЛБ место стоянки. Далее – широкое русло, встречаются крупные обливники.

За устьем -- 30-ти минутный плес (3--4 небольших переката), и --

Порог № 40 (Iб, 70--80 м). Довольно мощный. Поворот вправо-влево. Глубокий. Сходу. Почти сразу --

Порог № 41 (Iа, 100 м). Мелкая шивера. Сразу --

Порог № 42 (Iб, 1000 м). Цепочка из 6--7 мелких шивер. Течение несильное. Сходу. Через 30 мин --  П-43 Полуразрушенная переправа через реку (бетонные кольца). Через 15--20 мин --

Порог № 44 (IIа, 150 м). Левая протока у острова, прижим к левому скальному берегу на повороте, мелкий выходной перекат. Сходу. Правая протока -- проще, но мельче. Через 7 мин -- остатки лесобиржи. Еще через 7 мин --

Порог № 45 (IIа, 300 м). Первая часть (100 м) -- мелковатая шивера с крупными камнями. Вторая часть -- 100-метровая шивера с бочкой в конце. После паузы -- третья часть (100 м) -- крупные мелководные плиты, перегораживающие почти всю реку. Заход по центру или левее центра, выход -- правее мелководных плит. Сходу. За порогом справа -- хорошее место стоянки.

Порог № 46  порог "Мостовой"( IIб, 500 м). Осмотр возможен по левому берегу, а также с плит ПБ перед ЛЭП на входе в порог.  Неплохая стоянка -- перед порогом на правом берегу. Первая часть (100--150 м) -- вираж по дуге вдоль левого берега (ширина струи 6--8 м), мелковато, приличное течение. На левом берегу в середине участка -- остатки моста, снесенного от Роман-порога.

Вторая часть П-47 (350--400 м) -- длинная и мелкая шивера. Вначале -- правее центра, в середине лавировка в мелководье и уход под левый берег. Выход -- у левого берега. Осмотр второй части (шиверы) малополезен. За порогом -- ЛЭП. Через 200--300 м -- Железнодорожный мост и под  ним --

Порог № 48 (IIа, 250-300 м). Шивера. Поначалу глубоко, чем дальше -- тем мельче. Все видно с воды. Сходу. В течение 20 мин --

Порог № 49 (Iа, 100 м) и

Порог № 50 (Iа, 100 м) -- глубокие шиверы, хорошо просматриваемые с воды. Сходу. Сразу за 60-м порогом --

Порог № 51 (IIа, 200--250 м). Справа -- остров. Глубокая входная часть, пауза. Бурный выход по струе: центр -- вправо -- влево. В конце мелко. Можно сходу. Через 20 мин (перекат, лодочная переправа (трос)) --

Порог № 52 (Iа, 100 м). Глубокий, небыстрый. Сходу. Сразу –

Порог № 53 (Iа, 80 м). Глубокий, небыстрый. Сходу. Сразу --

Порог № 54 (Iб, 100 м). Глубокий. Сложный фарватер (слева и справа). Сходу. Через 5 мин --

Порог № 55 (IIа, 150 м). Первая часть: заход по струе, бочка на повороте вправо, у плиты. Выход вправо. Вторая часть: вираж мимо каменного "лба" (П), выход -- в центре. Неглубоко. Можно осмотреть. Через 3 минуты (ЛЭП, автомобильный  мост  дороги из дер. Поньгома в дер. Кузема) --

Порог № 56 Порог Морской (IIа, 100 м). Первая часть (длина 15 м) -- живописный пологий мощный слив из 2 частей в скальных берегах, падение 1.5 м. Вторая часть -- две мелковатые шиверы. По правому берегу -- большая д. Поньгома.

Через 100--150 м перекатов (прохождение которых сильно зависит от фазы прилива-отлива) -- выход в Белое море. До выхода в море необходимо запастись пресной водой.

Прохождение морской части маршрута сильно зависит от погоды и приливов, отливов. Лучше всего подгадать под вечерний прилив.

При благоприятных условиях время максимума прилива несложно оценить заранее (например, за поздним ужином). Если появление Луны в кульминации (самой высокой точке над данным пунктом земной поверхности) было отмечено, скажем, в час ночи, то максимум прилива следует ожидать около 3 часов (1+2) и около 15 часов (1+2+12).

Держаться левого по ходу берега губы Домашняя, длинный, узкий скалистый остров, обходить слева. Курс на СЗЗ и З. На море даже при отсутствии ветра -- зыбь.

На левом по ходу берегу, рядом с устьем р. Березовая, -- характерное грязноватое место сборов. В лес в южном направлении поднимается широкая тропа, через 400--500 м выводящая к "старой дороге". По ней -- 200--300 м направо, до "новой дороги". Здесь -- опять направо и около 1.2 км до перекрестка (справа магазин). От перекрестка -- налево около 600--700 м до станции. Всего до ст. Кузема - около 2.5 км (1 х.ч.).

Возможен антистапель на левом по ходу берегу Губы Домашняя у лодочных сараев в 4-х км от ст Кузема. Отсюда идет хорошая грунтовая дорога в З направлении – к станции. Здесь возможна ночевка, но ближайшая пресная вода – в реке Березовая.

Категория сложности и препятствия указаны для малых судов.

 

 

 

 

Rambler's Top100

О нашем турклубе: Архив новостей, Творчество, Книги, Документы, Юмор, Карты, Маршруты, Окружающий мир, Советы

 

Отдых, Дом, Дети, Комп, Авто, СМИ, Успех, Бизнес, Семья, Спорт, Реклама, Разное, Красота, Риелт, Подарки, Отели, Карта сайта

 

Если не в поход, то куда? Подмосковье, Спортивный туризм, Краснодарский край, Европа, Африка, Украина, Туризм, Острова, Детский отдых, ОАЭ, Отдых и здоровье, Восток, Америка, Города России, Туры и путевки, Крым, Архыз, Камчатка, Кольский полуостров, Турция

 

© 2007-2012, Детский Турклуб Вертикаль. Копирование материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АНО «Культурно-Спортивный Клуб «Вертикаль».