турклуб вертикаль главная

Контакты турклуба

Планы турклуба

Списки снаряжения

Фото и видео архивы

Поиск по сайту

 

Туристская библиотека

Ленинградская область. Река Оять, Вепсский ручей

Вепсский ручей

Оять. Вепсские просторыДавным-давно эти края населял народ – вепсы. В древности их называли «вису», «весь» и даже «чудь». Вепсы жили на берегах реки Оять, и дали название возвышенности, на которой река начинается. Вепсская возвышенность раскинулась на севере Восточно-Европейской равнины, между Онежским, Ладожским и Белым озерами. На возвышенности много озер, и из одного из них – Чаймозера, – на высоте 239 м над уровнем моря, Оять и берет свое начало.

Немного вепсской истории

Первые упоминания о древнем вепсском народе найдены у историка Иордана, жившего в середине VI века в Италии – он называет племя вас. В хронике XI века о вепсах появились боле подробные сведения: «… они рождаются с седыми волосами…», и «зимой у них ночь такой длины, как летний день, когда ночь менее часа».

Немного вепсской историиАрабский путешественник, побывавший в этих местах в период между 1130 и 1140 годами, упоминает об увиденной зимой группе вису, как о людях «…красного цвета, с голубыми глазами, волосы белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из шкурок бобров, и мех этих бобров вывернут наружу». Там же он упоминает, что они «…пьют кислый как уксус ячменный напиток и едят бобровое и беличье мясо и мед».

В русских летописях упоминания о народе весь появляются в XI веке. У реки Оять, кроме вепсских, располагались и древнейшие славянские поселения. Тервинский Погост, на месте которого сейчас находится деревня Тервеничи, упоминается в летописях 1137 г. И в названии отразилось смешение славянских и вепсских племен: «тере» – по-вепсски «здравствуйте», а «ичи» – славянское окончание.

Оять - ручей длиной в 266 км

В переводе с вепсского «Оять» означает «ручей». Этот «ручей» проложил свой путь длиной 266 км по древней доледниковой глубокой – берега в некоторых местах высотой 60 м – долине, ширина которой кое-где достигает 3 км.

Оять - ручей длиной в 266 кмНа берегах Ояти много обнажений песчаников, глин и мергеля (промежуточных между глиной и известняком осадочных пород), относящихся к девонскому периоду – около 400 млн. лет назад. В этих обнажениях встречаются останки панцирных рыб и плеченогих моллюсков того периода. В среднем течении Ояти особенно красивы обнажения в высоких берегах красного песчаника. Вода Ояти имеет цвет кофе – темно-коричневая, т.к. талая вода проходит через сфагновые мхи, которые и окрашивают ее в мутный темный цвет.

Замерзает река Оять в ноябре-декабре, а вскрывается – в конце апреля - начале мая. Здесь сравнительно мягкая зима с нежарким, иногда даже прохладным, летом. Так, середина июля – не слишком жаркая и не слишком холодная. Дожди – не слишком часто, но могут зарядить на целый день, бывают сильные грозы. Вечером туманы с высоких берегов молоком стекают в реку, потом густеют так, что берегов почти не видно, а звуки становятся глухими. А ночью туманы редеют.

Бассейн реки Оять составляют более 500 озер и множество притоков, но преобладает снеговое питание. В самом начале Оять – мелководная, однако, по своему течению она принимает воды множества рек и ручьев, и становится широкой и полноводной. Река Оять – важнейший приток реки Свирь, в которую она впадает за 15 км до устья Свири. Спокойное течение Ояти становится весьма стремительным на порогах и перекатах, которые река образует, когда прорывается через моренные гряды. В нижнем течении река судоходна в зависимости от уровня воды: обычно – до 15 км, но в высокую воду – до 150 км.

От истока около 40 км река петляет между невысокими покрытыми лесом берегами, которые дальше «вырастают» и в некоторых местах достигают 60 м. По мере приближения к устью берега становятся все ниже, лес отступает от реки, а течение замедляется.

А кто здесь живет?

река ОятьВ лесах встречаются разнообразные животные, которых особенно много в верховьях, в силу их малой заселенности. Здесь есть хищники – волк, рысь, медведь, росомаха, лисица, куницы. Также в здешних лесах водятся лоси и косули, разные грызуны: зайцы – и беляк, и русак, белка-летяга, бобры, белки. Есть и мелкие животные – мыши, ежи и кроты. Распространены птицы – тетерев, глухарь, куропатка, рябчик, вальдшнеп, гусь и другие. Встречаются в лесах и пресмыкающиеся – гадюки, ужи и ящерицы.

Путешествие вниз по Ояти

Оять – река сплавная, имеет значительный перепад высоты. Маршруты могут иметь различную протяженность, в зависимости от начала и места окончания. Для сплава наибольший интерес река Оять представляет во время паводка. Пороги на Ояти не сложные, но интересные.

В верхнем течении Ояти берега заселены мало, но, начиная от селения Винницы (Андроновское), населенные пункты встречаются каждые 3–5 км, но из-за высоких берегов селений с реки не видно. Неудивительно, что в верховья Ояти нет удобных подъездов, т.ч. добраться можно только на местном транспорте.

Старт маршрута – Курба

Начать маршрут по реке Ояти можно в поселке Курба, куда удобно добираться. Маршрут можно сократить, начав его в любой из деревень, где дорога Винницы – Курба пересекает реку: Винницы, Кармановская или Лукинская.

Оять, поселок КурбаЕсли вода очень низкая, то участок от Курбы до Винниц может потребовать проводки судов по многим порогам и перекатам, т.к., несмотря на значительный перепад высоты, вода тихонько течет между камней, не имея ни скорости, ни силы. Однако, во время паводка, для опытных групп маршрут можно начать выше Курбы и удлинить на 15 км, начав его с Мининской.

За поселком Курба река Оять имеет ширину 20 м. Здесь начинается серия разделенных короткими плесами перекатов, порогов и шивер. Оять становится шире – 25 м, когда принимает воды левого притока Нижняя Курба. Дальше спокойное течение в низких берегах прерывается порогом за деревней Лукинская, после которого опять следует цепь порогов, шивер и перекатов все возрастающей сложности. Самый серьезный из них – Котел-порог, в котором главная струя переходит от одного берега к другому и образуется стоячая волна.

Перед поселком Винницы, который почти сливается с селом Андроновское, в Оять сливают свои воды два крупных правых притока – Сандалу и Тукшу. Расстояние между их устьями – 7 км, а в районе впадения находятся наиболее сложные пороги. После впадения Сунадлу и Тукшу Оять становится шире и полноводнее. После села Андроновское пороги и перекаты попадаются реже, а плесы – удлиняются.

Оять, главные пороги

Ниже по течению расположился крупный Чурпорог у села Норгино, а у деревни Надпорожье, – два наиболее сложных Надпорожских порога, разделенных плесом (некоторые описания говорят об одно пороге из двух ступеней).

Оять, главные порогиПервый порог, ориентир которого – обрывистые, высотой 15-20 м, берега, начинается шиверой со стоячими волнами. Второй – самый сложный: в нем косые стоячие волны и множество камней на выходе. По большой воде прохождение Надпорожских порогов еще осложняется большими вспененными валами, которые закрывают обзор, и большой скоростью течения. Общая длина порога не менее 500 м, хотя некоторые указывают и 1,5 км.

Еще один правый приток – Шапша – впадает в реку Оять у деревни Ефремково, после чего ширина Ояти становится 60 м, а число препятствий уменьшается. Зато увеличивается количество деревень на берегах, а на смену лесам приходят поля.

Самое крупное село на Ояти – Алеховщина, которое стоит на шоссе Лодейное Поле – Тихвин. Здесь сохранилась церковь Михаила Архангела, построенная в 1730 году – памятник архитектуры. Ниже Алеховщины течение реки Оять замедляется, и препятствий практически нет, что делает маршрут менее интересным с точки зрения сплава.

Картины с натуры в Акуловой Горе

Еще ниже по течению реки на правом берегу находится Акулова Гора – небольшая деревенька, в которой находилось имение «Имоченицы», принадлежавшее семье известного русского художника Василия Дмитриевича Поленова.

Здесь был трехэтажный дом, рядом с которым был разбит парк с прудом и стояла мельница. Сам В.Д. Поленов посадил в имении кедровую рощу. Сюда он приезжал отдыхать и писать пейзажи. Здесь он написал 37 картин, запечатлев на них окружающие места. После смерти В.Д.Поленова в 1885 году имение сгорело, остались только кедровая роща и пруды.

Сейчас на месте усадьбы архитектор А.Трусов и художники Ирина и Юрий Грецкие построили в стиле русского деревянного зодчества деревянный храм Василия Великого. Художники расписали иконостас и своды и продолжают расписывать храм. Эта церковь действующая, но службы проводятся по определенному расписанию. Художники восстанавливают мельницу и обустраивают родник, который бьет рядом с церковью.

Чем ниже к устью реки Оять, тем все ниже берега, медленнее течение и дальше расступается лес, и появляется станция Оять – дальше идти не рекомендуется. Недалеко от станции расположен Введено-Оятский женский монастырь.

Введено-Оятский женский монастырь

Дата основания монастыря неизвестна. Известно, что монастырь уже существовал в XV веке: это можно прочесть в житии преподобного Александра Свирского – в монастыре были насельниками и погребены его родители. Монастырь не был многочисленным, а во время направленных на снижение роли религии секуляризационных реформ, которые проводила Елизавета II, пришел совсем в упадок – в нем жили не более трех иноков, а иногда оставался всего один. К тому же монастырь, большинство строений которого были деревянные, не раз опустошали пожары.

Введено-Оятский женский монастырьВ конце XVIII века в монастыре возобновилось строительство, и постепенно были построены два храма: Преображенский (деревянный) и Введенский (каменный). К началу революции 1917 года здесь был мужской монастырь, в котором было всего 10 монахов и 3 послушника. Постановлением властей в 1932 году Введено-Островский монастырь был ликвидирован, а последние его обитатели приняли мученическую смерть у стен монастыря. В здании Введенского храма устроили клуб, в колокольне оборудовали водонапорную башню, а остальные строения, включая монастырские стены, просто разрушили.

Возрождение монастыря, который находился в полном запустении, началось в 1991 году, когда его передали Свято-Троицкому Измайловскому собору. Через год здесь открыли женский монастырь. Рядом с монастырем появился целебный источник с минеральной водой, который, по преданию, иссяк, когда убили последнего инока. Как гласит молва, некий предприниматель в начале 90-х годов решил продавать воду из этого источника, которая оказалась йодисто-родоновой. Однако вода очень быстро исчезла, с предпринимателем что-то приключилось, и предприятие развалилось. После того, как попытки продавать воду прекратились, источник забил снова. Вода этого источника имеет соленый вкус, а химические исследования показали, что у нее йодисто-железистый состав, и она лечит множество болезней. Над источником построили часовню, а близ пруда, куда стекает вода, – выстроили купальню. Те, кто искупался в этой воде, говорят, будто заново родились.

Богатства Ояти

Богатства ОятиРеки периодически выносит людям свои богатства, и не так давно – в 2008 году, на реке Оять были обнаружены признаки существования алмазных отложений. После проведения дополнительных изысканий геологи обнаружили даже крупную россыпь алмазов, которую назвали по расположенному рядом населенному пункту Яровищинской россыпью. Ученых этот факт не удивил – ведь реки могут перенести драгоценные камни на многие километры. В тех местах, где течение реки становится слабым, более тяжелые камни оседают в песке и скапливаются в определенных местах. Так образуется вторичное месторождение, или аллювиальные россыпи.

Камни с Ояти были отправлены на экспертизу, по результатам которой было решено, что разработка Оятских алмазов в промышленных масштабах не имеет смысла. Однако, споры в ученом мире вокруг алмазов с Ояти не утихают, т.к. до сих пор так и не ясно – это первичное месторождение или вторичное. Ведь на вторичных месторождениях драгоценные камни концентрируются в россыпи, и кто знает – возможно, в высохшем русле реки, или в песке на берегу, кто-то копнет лопатой землю, и найдет Оятский алмаз?

Но даже, если алмазов на Ояти вы не найдете, путешествие по ней вы запомните надолго: говорят, что эти места притягивают к себе обратно тех, кто здесь побывал.

 

Автор статьи - Татьяна Новикова

 

 

 

Rambler's Top100

О нашем турклубе: Архив новостей, Творчество, Книги, Документы, Юмор, Карты, Маршруты, Окружающий мир, Советы

 

Отдых, Дом, Дети, Комп, Авто, СМИ, Успех, Бизнес, Семья, Спорт, Реклама, Разное, Красота, Риелт, Подарки, Отели, Карта сайта

 

Если не в поход, то куда? Подмосковье, Спортивный туризм, Краснодарский край, Европа, Африка, Украина, Туризм, Острова, Детский отдых, ОАЭ, Отдых и здоровье, Восток, Америка, Города России, Туры и путевки, Крым, Архыз, Камчатка, Кольский полуостров, Турция

 

© 2007-2012, Детский Турклуб Вертикаль. Копирование материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АНО «Культурно-Спортивный Клуб «Вертикаль».