турклуб вертикаль главная

Контакты турклуба

Планы турклуба

Списки снаряжения

Фото и видео архивы

Поиск по сайту

 

Статьи обо всем. СМИ и телевидение

Собачий мир

Фильму итальянского режиссера Гуальтьеро Якопетти «Собачий мир» свойствен глобальный охват событий. Авторы предприняли громадное «социологическое исследование», не считаясь с границами государств, а охватывая на первый взгляд мир в целом.

Фильм открывается таким эпизодом: служитель ведет собаку мимо клеток с рычащими, хрипящими, лающими псами; кажется, что они исходят злостью от клокочущего внутри них раздражения против своей новой соседки. И в конце дороги,- безжалостный пинок служителя и пронзительный визг собаки, брошенной ударом в один из вольеров. Этот эпизод становится как бы эпиграфом.

А затем идет само повествование. Аппарат свободно переносит нас из страны в страну, и с такой же свободой и прихотливостью возникают различные картины. Поначалу мы видим паноптикум странностей, чередование удивительных обычаев, отдаленных от нас веками или сложившихся в наше время.

Мы видим трогательные и в то же время раздражающие своей сентиментальностью эпизоды похорон. Маленькие аккуратные гробики, богато отделанные шелком. Четкие прямоугольники игрушечных могильных ям. Ровные шеренги надгробий, на которых высечены слова горестных сожалений о безвременной кончине. Читающему их становится как-то не по себе: ведь это... собачье кладбище. За панорамой могильных камней видится страшное человеческое одиночество, которое скрашивалось собачьей привязанностью.

Но вот и другие эпизоды. Бой быков в Португалии. Тихо напевая и прищелкивая пальцами, гордо идет юноша. И вдруг мы видим, как неожиданно он оказывается поднятым на рога. В непонятном и фатальном веселье, с которым безоружные юноши - португальские дворяне - идут навстречу смерти, есть какое-то трагическое самоотрешение от жизни. Но во имя чего совершается все это? Это просто традиция. Таков мир, таковы его обычаи - словно говорят нам авторы фильма.

Или еще одно жестокое развлечение. Перед корридой обезумевшие от воли быки пробегают по улицам города. И вновь на наших глазах неловко увернувшийся от быка парень поднят на рога, и мы слышим его хриплый визг. Это особенно страшно, когда мы сознаем, что присутствуем не на съемке очередного дубля кинематографического боевика, а при реальной картине смерти человека. Совсем не так, как в тех же пресловутых боевиках со Сталлоне. Кадр предельно сенсационен и жесток, но... таков обычай!

Другой пример - религиозный фанатизм. В Италии в одном из местечек сохранилось поверье, гласящее, что если в определенный день повторить путь Христа, орошая всю дорогу собственной кровью, - это сулит свершение каких-то надежд. И перед нами проходят молодые люди, они бьют себя железными щетками, и яркая, алая, неподдельная кровь каплями сочится по живому телу и стекает на асфальт.

Кровь и грязь щедрыми потоками, льются в этом фильме. Мы видим, как свежуют змей в Азии или готовят рагу из ласковых и умных черных собак на Тайване, как рубят, упражняясь в ловкости, головы быкам, как умирают в домах смертников обреченные больные. Но зрелище льющейся крови может притупить «остроту восприятия», если не перемежать его более «спокойными» эпизодами. И вот на экране возникает «балет». Под грациозную мелодию вальса прямо на панели мостовой танцует старая пьяная балерина. И в этом сопоставлении изящества и чистоты музыки с немощью старости таится нечто садистское, жестокое.

В фильме есть сцены, которые могли бы быть названы обличительными, если бы они не стояли в общем ряду доказательств, утверждающих, по мысли авторов фильма, безысходную тупость и бесперспективность человеческого рода. Остроумно сопоставление абстрактной скульптуры с прессованными тюками металлического лома. Оказывается, у них одно и то же происхождение и один творец - мощный пресс, сжимающий старые автомобили для переплавки.

И еще кадры: потрясающие картины жизни животных на островах, где испытывалось американское ядерное оружие. Птицы, зарывшиеся в землю, черепахи, у которых под воздействием радиации изменился вековой инстинкт и которые после откладывания яиц ползут не в теплый океан, а навстречу смерти - в пустыню. И многочисленные скелеты черепах - словно вехи на этом пути смерти, созданном человеческим безумием.

Повторяем, эти кадры могли бы быть обличительными. Но в том-то и дело, что авторы фильма не ставили перед собой такой задачи. У них другая цель!

В «глобальном» по охвату событий «социологическом исследовании» не нашлось места для показа коренных социальных противоречий современности, для авторов этого грязного произведения нет понятия «человеческий прогресс». В финале фильма мы видим племя, живущее по обычаям каменного века, а затем знакомимся с народностью, заброшенной где-то в горах, далеко от цивилизации. Эти горные люди обожествляют пролетающие самолеты. Нас призывают сделать вывод: каменный век жив - жив не только в племени, чудом оставшемся на уровне палеолита, он вечно и неистребимо живет в душах людских, в их установлениях и обычаях. Под тонкой корочкой внешней цивилизованности и культуры в людях неизменно существуют инстинкты - низменные, грязные, которые и определяют поведение человека. Природа человека остается такой же, какой была многие тысячелетия назад.

 

 

Rambler's Top100

О нашем турклубе: Архив новостей, Творчество, Книги, Документы, Юмор, Карты, Маршруты, Окружающий мир, Советы

 

Отдых, Дом, Дети, Комп, Авто, СМИ, Успех, Бизнес, Семья, Спорт, Реклама, Разное, Красота, Риелт, Подарки, Отели, Карта сайта

 

Если не в поход, то куда? Подмосковье, Спортивный туризм, Краснодарский край, Европа, Африка, Украина, Туризм, Острова, Детский отдых, ОАЭ, Отдых и здоровье, Восток, Америка, Города России, Туры и путевки, Крым, Архыз, Камчатка, Кольский полуостров, Турция

 

© 2007-2012, Детский Турклуб Вертикаль. Копирование материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АНО «Культурно-Спортивный Клуб «Вертикаль».