турклуб вертикаль главная

Контакты турклуба

Планы турклуба

Списки снаряжения

Фото и видео архивы

Поиск по сайту

 

Для дома, для семьи

Жизнь «По Чину» - Допетровская Русь

С древности люди на Руси воспринимали свою жизнь как церемониал, иначе - чин. Распорядок дня, поведение в быту, правила приёма гостей мало изменялись в течение столетий и по сути были одинаковы и для простолюдина, и для боярина.

В знаменитом «Поучении» князя Владимира II Мономаха следуют подряд рекомендации из самых разных сфер социальной жизни: «Не убивайте ни правого, ни виноватого... Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце... Чтите гостя и знаменитого, и простого... Приветствуйте всякого человека, когда идёте мимо... Любите жён своих, но не давайте им власти над собой».

Облик. Внешний вид

Бороду в русском православии считали неотъемлемой частью образа и подобия Божия: утратив её, человек лишался спасения. Не случайно русским способом оскорбления противника считалось плюнуть ему в боролу. В законодательстве Древней Руси XI столетия - «Русской Правде» - штраф за отсечённый палец составлял 3 гривны, а за выдранный клок бороды - 12.

Впрочем, это правило подчас нарушалось. В начале XVI в. сам царь Василий III в угоду молодой жене Елене Глинской сбрил бороду, и его примеру последовали некоторые бояре; ходил бритым и Борис Годунов.

Другим неотъемлемым показателем приличия и достоинства был пояс. Мужчина без пояса - символ бессилия, распоясать человека означало обесчестить его.

«Появление без шапки и босиком не удивит сторонних так, как появление без опояски», - писали современники. «Не подпоясавшись, нельзя ни молиться, ни обедать, ни спать ложиться». Пояса надевали не только поверх одежды, но и на голое тело. Такой тоненький поясок с узелками, завязанными с молитвой, служил оберегом, защищал своего хозяина от всего дурного. Манера подвязывать пояс (туго, свободно, «кособрюхо») всегда несла определённую информацию для окружающих. В частности, состоятельные мужи предпочитали пояс «пол брюхо» (чтобы выдавался живот), что свидетельствовало о материальном достатке.

Довершала облик уважаемого мужчины шапка, которую после свадьбы он практически не снимал. Головной убор как наиболее заметный элемент одежды оброс многими этикетными правилами. Так, привилегией высокопоставленного липа было право не снимать : шапки в обществе неоднородном, где другие «шапки ломали» - снимали и кланялись, держа их в руке. Боярские горлатные (сшитые из кусочков меха соболя, куницы, снятых с горлышек зверей, где мех наиболее густой и пышный) шапки не снимали даже в присутствии государя: так и сидели в них в жарко натопленных кремлёвских палатах.

Обнажать голову требовалось в церкви и перед иконами. В гостях за столом шапку держали в руках, положив в неё носовой платок.

Строго установленной для каждого сословия одежды в Древней Руси не было. Различались ткань, отделка, украшения, наконец, количество надетой одежды. Знаковыми всегда считались шубы. Простые и бедные люди носили нагольный тулуп, или кожух (аналог нынешней дублёнки), боярин выходил в собольей шубе. Разнообразие и богатство мехов на Руси неизменно потрясали иностранцев. Шубы «строили», передавали по наследству сыну, а то и внуку.

И наконец, мужественный древнерусский воин не обходился без украшений. Популярностью пользовались «цепецки золоты колцаты», т. е. золотые цепочки в виде колец.

Русский муж ходил с тростью, придававшей походке размеренность. В гостях её оставляли в сенях, подчёркивая уважение к хозяину. Слушать собеседника, опираясь на трость, считалось невежливым, так что Иван Грозный в стихотворении А. К. Толстого «Василий Шибанов», наступив острым концом своей палки на ногу читающему письмо Васюшке, не только намеренно причиняет ему боль, но и нарушает этикетное правило:

И очи царя загорелися вдруг:

«Ко мне? От злодея лихого?

Читайте же, дьяки, читайте мне вслух

Посланы от слова до слова.

Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»

И в ногу Шибанова острый конец ,

Жезла своего он вонзает...

Русская женщина должна была быть высокой, плавно и размеренно двигаться, «как лебёдушка», иметь горделивую посадку головы, а глаза скромно «опускать долу», за исключением самых знатных боярынь и царицы. Английский врач Самуил Коллинз, живший в XVII в. при дворе царя Алексея Михайловича, писал: «Маленькие ножки и стройный стан почитаются у них безобразием. Красотою женщин они считают толстоту. Худощавых полагают нездоровыми...».

О весе девушек на выданье действительно заботились: после обильного обеда 16-летнюю невесту сразу же вели почивать, поддерживая под руки, чтобы зря не двигалась. Боярышне в этом возрасте следовало набрать пять пудов веса. Если девушка была небольшого роста, то во время смотрин её ставили на скамеечку, которую прикрывали подолом платья.

Худоба и бледность считались проявлениями болезненности, появлявшейся от «худого поведения». В некоторых церковных текстах слова «бледная» и «блядная» (развратная) использовались как синонимы.

Практически все иностранцы, побывавшие в России в XVI-XVII вв., оставили свои впечатления о внешности московиток: «...они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на них краски»;

Как и для мужчин, для русской женщины был обязателен пояс - символ целомудрия и благочестия. «Женщины не ходят без поясов под страхом небесной кары», - утверждал С. Коллинз. Однако в женском наряде им не перепоясывали верхнюю одежду и его не надевали на голое тело. Московитка, даже самая бедная, не могла ходить без нательной рубашки (сорочки).

Головной убор замужняя женщина не снимала и лома. Считалось, что при венчании муж овладел девичьей косой, и теперь только он может её вилеть. Показаться перед посторонним простоволосой приравнивалось к измене.

Женщина похожа на размалёванную малярной кистью»; «румяна их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов»; «они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки».

Особенно ужасали европейцев у женщин выкрашенные чёрным зубы. В знатных семьях чернить зубы прекратили с началом Петровских реформ, в купеческой среде этот обычай продержался весь XVIII в., а про крестьянок историк А. Глаголев и в XIX в. писал: «Размалёванное белилами лицо и чёрные зубы почитаются здесь красотою нежного пола».

Незамужние девушки, напротив, старались выставить свою косу из-под налобной повязки. Во время некоторых народных праздников волосы вообще принято было не заплетать.

Древнерусские женщины, лишённые возможности красоваться причёской, всё внимание уделяли выразительности головного убора, чтобы, как объяснял современник, «придать большую цветность и возвысить красоту» женских лиц.

Одежда русской красавицы целиком работала на придание образу дородности и статности. Русские дамы не знали корсетов и иных искусственных перетяжек для создания форм. Как и мужчине, русской красавице полагалось носить шубу. Боярыни предпочитали шубы из дорогостоящих шкурок горностая, соболя, куницы, рыси, бобра. Белку и зайца называли мехом девичьим, и замужним женщинам считалось зазорным носить такие «легкомысленные» шубки.

Обувь с каждым столетием становилась всё богаче. В XVI-XVII вв. даже зажиточные горожанки предпочитали шить из кожи лишь головку сапог и башмаков, а голенище - из дорогой ткани, бархата или парчи.

Образ древнерусской красавицы завершали украшения. Браслеты, подвески, серёжки на Руси любили и надевали с малолетства. Носили и от сглаза, и как показатель достатка. В Древней Руси не было строгого разделения на допустимые и запрещённые (законом или общественным мнением) украшения для женщин разных сословий. Однако и здесь горожанки из невысоких сословий с ростом благосостояния старались выглядеть не хуже благородных.

 

Офф: вам требуется акарицидная обработка территории? Рекомендую: обработка территории от клещей предлагается на сайте geradez.ru.

 

 

 

Rambler's Top100

О нашем турклубе: Архив новостей, Творчество, Книги, Документы, Юмор, Карты, Маршруты, Окружающий мир, Советы

 

Отдых, Дом, Дети, Комп, Авто, СМИ, Успех, Бизнес, Семья, Спорт, Реклама, Разное, Красота, Риелт, Подарки, Отели, Карта сайта

 

Если не в поход, то куда? Подмосковье, Спортивный туризм, Краснодарский край, Европа, Африка, Украина, Туризм, Острова, Детский отдых, ОАЭ, Отдых и здоровье, Восток, Америка, Города России, Туры и путевки, Крым, Архыз, Камчатка, Кольский полуостров, Турция

 

© 2007-2012, Детский Турклуб Вертикаль. Копирование материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АНО «Культурно-Спортивный Клуб «Вертикаль».